Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.


По данным наших специалистов за период 2014-2016 годов средняя не доплата страховщиком по страховому случаю составляет 37%.

Действительно, в страховых компаниях выплата страховки не в полном размере приобрела повседневный характер, причем страховщик занижает выплаты хаотично по страховым случаям  и  разброс недоплат в процентном соотношении составляет 20-50 %  от действительной суммы страхового возмещения. 

Казалось бы, регулятор своим положением от 19 сентября 2014 г. N 432-П "О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства" должен был окончательно поставить точку в расхождениях между ''независимыми'' оценщиками страховщика и прочими независимыми оценщиками на данном рынке. Однако это не так, и на сегодняшний день страховщики по прежнему продолжают нарушать права автомобилистов занижая выплаты  на восстановительный ремонт автомобиля после ДТП. 

3Неустойка

Законодатель предусмотрел санкции в отношение страховщиков в том числе и за выплату страхового возмещения не в полном объеме.  Согласно абз.2 статьи 21 Закона об ОСАГО, страховщик выплачивает неустойку (пеню) в размере одного процента от суммы недоплаты за каждый день просрочки своих обязательств по выплате (т.е. начиная со следующего дня после выплаты страховщиком суммы не в полном объеме). Расчет неустойки может выглядит следующим образом:

(сумма недоплаты) х 1 / 100 х (количество дней) = сумма неустойки 

Стоит учитывать, что неустойка не может превышать сумму недоплаты. В случае истребования неустойки по суду, суд может снизить неустойку по заявлению ответчика согласно статье 333 ГК РФ

Штраф

Помимо вышеуказанной неустойки, законодатель, в случае неудовлетворение требований потребителя страхового продукта в добровольном (досудебном) порядке, предусмотрел штраф в размере 50 % от суммы присужденной судом в пользу потребителя согласно пункту 5 статьи 13 Закона РФ о защите прав потребителей. Штраф при этом исчисляется из суммы присужденных требований основного долга, неустойки, морального вреда.

Стоит учитывать, что данная сумма присуждается исключительно в судебном порядке и может быть снижена судом по заявлению ответчика согласно статье 333 ГК РФ

Моральный вред

Учитывая положение статьи 15 Закона РФ о защите прав потребителей, моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения его прав, подлежит компенсации. При этом размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

 

Несмотря на столь жесткие санкции в отношение страховых компаний, страховщики продолжают обсчитывать потерпевших в ДТП, так как такой подход приносит компаниям огромную прибыль. Недоплачивая, страховая обеспечивает морженальность и рентабельность своего бизнеса. Однажды, представитель страховой компании признался в частной беседе, что по их внутренней статистике лишь один из десяти клиентов страховую выплату которого занизили на 20% обращается в суд.

 

 

Допустим не доплата составила 50 000 рублей, девять человек не обращаются в суд по ряду собственных причин, а один из десяти идёт до конца и при самом негативном результате для страховщика, взыскивает по максимуму с учетом штрафных санкций примерно 175 000 рублей. Таким образом страховая заработала 275 000 рублей ( 9 х 50 000 - 175 000) за счёт не доплаты "неактивным" клиентам.

 

Не доплату породил сам потребитель своей пассивностью

 

С 2012 года Законодатель, предоставил потребителю мощный инструмент как способ защиты права в виде вышеназванных неустойки и штрафа. Однако, большинство людей, оказавшись в ситуации с не доплатой, игнорирует предоставленные возможности  предпочитая ничего не делать для восстановления своего права. Это может быть связанно с тем, что кто-то из потребителей считает судебное разбирательство со страховой страшной морокой отнимающей много времени и сил; у некоторых бытует обывательское мнение, что суды могут быть заинтересованны в исходе дел в пользу страховщиков; другим не хватает упорства довести свое дело до конца или опускаются руки после возможного отказа в принятии иска из за формальности; у кого-то нет дополнительных средств для оплаты услуг юриста, а самостоятельно они отстоять свои интересы не могут так как не обладают специальными познаниями в области права и прочее.   

 

Страховщику выгодно не доплачивать до тех пор пока каждый не начнет требовать от него надлежащего исполнения обязательств. Так как, если бы каждый водитель истребовал бы со страховой свои не доплаченные 20-60 %,  то для страховой с учетом санкций, такие выплаты по суду вышли бы  в три раза дороже, а следовательно и не доплачивать страховой стало бы не выгодно. 

Как взыскать не доплату ?

Действие № 1

 

В момент оформление дорожно транспортного пришествия необходимо сообщить инспектору о всех повреждениях вызванных данным ДТП, при этом не лишним будет указать о возможном наличии скрытых повреждений.

 

Далее в группе разбора ДТП при получение первичных документов, убедитесь, что в справке о ДТП указанные заявленные Вами  повреждения, а в случае необходимости дополнить или изменить перечень повреждений указанных в справке, стоит обратиться к инспектору выдавшему документы с такой просьбой.   

Действие № 2

 

При первой возможности уведомите свою страховую компанию любым доступным способом (телефон,телеграф,email,факс и пр.), о наступлении страхового случая (п. 3 ст. 11 Закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ; п. 3.9 Положения, утв. Банком России 19.09.2014 N 431-П).

 

Пострадавшему в течение 5 дней после получение документов от ГИБДД (Справка о ДТП ф.№ 154, постановление по делу об АП) необходимо вручить или направлены любым способом, обеспечивающим подтверждение отправки, страховщику, застраховавшему гражданскую ответственность водителя, следующие документы:

  • Справка о ДТП;
  • Извещение о ДТП;
  • Заявление о страховой выплате;
  • Нотариально заверенная копия паспорта гражданина; (Не требуется если подавать заявление через менеджера страховщика)
  • Карточка банковских реквизитов для зачисления страхового возмещения.

*Данный перечень не исключителен и может дополняться в зависимости от ситуации.

Действие № 3

 

Страховщику для определения размера страхового возмещения необходимо организовать осмотр и независимую оценку поврежденного транспортного средства в течение 5 дней с момента обращения к страховщику. Страховая компания поручает проведение такого осмотра аффилированным независимым оценочным компаниям, именно здесь и кроется причина будущей не доплаты.

Спустя 20 дней после обращение к страховщику, страховая обязана выплатить страховое возмещение исходя из расчетов вышеупомянутых оценщиков. 

Действие № 4

 

После выплаты, Вам необходимо объективно оценить, занизил ли выплату Страховщик и примерно на сколько. Данную информацию вы можете подчеркнуть заказав независимый отчет эксперта о восстановительной стоимости транспортного средства с учетом положение ЦБ РФ от 19 сентября 2014 г. N 432-П. Стоимость на проведение до судебного исследования Вы вправе потребовать со страховщика. 

 

 

Действие № 5

 

При выявление не доплаты страховки, закон обязывает потерпевшего до предъявления к страховщику иска, направить претензию с документами, приложенными к ней и обосновывающими требование потерпевшего, которая подлежит рассмотрению страховщиком в течение десяти календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня поступления.

 

 

Действие № 6

 

В случае неудовлетворение требований претензии либо удовлетворение в части, единственным способом защиты права - обращение в суд.

Для обращение в суд Вам необходимо:

  1. Определить подсудность;
  2. Составить исковое заявление и расчеты;
  3. Сформировать комплект документов и направить их в суд;
  4. Участвовать в судебных заседаниях.